Моральная паника — социальный феномен, заключающийся в распространении в обществе массовой истерии относительно чего-либо (будь то идеология, тенденция развития общества, человек или группа людей), якобы угрожающего безопасности общества и/или его моральным ценностям.Научное исследование этого явления началось с работы Стэнли Коэна «Folk Devils and Moral Panics», опубликованной в 1972 году.
В качестве примеров моральной паники можно назвать охоту на ведьм в средневековой Европе, еврейские погромы, репрессии против «врагов народа» при Сталине, маккартизм, сатанинскую панику в США 1980-х гг. Японский юрист Коити Хамаи отмечает, что несмотря на то, что Япония является страной с весьма низким уровнем преступности, в 1990-х гг. благодаря изменению методики учета преступлений в японском обществе распространилось мнение, что уровень преступности резко возрос (и что преступления становятся все более тяжкими). В итоге моральная паника из-за «рушащегося безопасного общества» даже повлияла на итоги выборов 2003 года. Было также отмечено, что решение начать «войну с наркотиками» было продиктовано не столько рациональными причинами, сколько моральной паникой.

Основные признаки моральной паники:
- Уверенность в том, что поведение социальной группы, вызвавшей панику, оказывает негативное влияние на общество;
- Демонизация вышеуказанной социальной группы, четкое разделение на «мы» и «они»;
- Требование «немедленно принять жесткие меры» — как правило, неоправданно жесткие по сравнению с реальной угрозой со стороны данной группы (если таковая вообще существует);
- Согласие большей части общества с тем, что оно находится перед лицом серьезной опасности. Не обязательно, чтобы все поголовно члены общества были убеждены в этом — достаточно наличия небольшой, но организованной и настойчивой группы пропагандистов, и неспособности жертв паники дать им адекватный ответ;
- Моральная паника, как правило, очень быстро сходит на нет и забывается после прекращения нагнетания истерии в средствах массовой информации, или же после появления другой популярной темы для обсуждения в обществе.